Стать собственником плавсредства и отказаться от обучения на катер — крамольная мысль приходит многим новичкам, не знакомым с суровой действительностью. Путешествия по озерам, рекам и даже морям могут проходить тихо и гладко, но до первой встречи с представителями ГИМС. Если у судоводителя не найдут документов, то ему гарантированно выпишут штраф, а имущество отправят на штрафстоянку.
Без прав: как наказывают «безбилетников»?
Наложение наказания регулируется КоАП РФ — статьями 11.8 и 11.10, в которых прописаны суммы штрафов за нелегальное управление катерами, лодками и прочими видами маломерных судов. В 2020 году большинство денежных санкций для правонарушителей были пересмотрены в сторону увеличения.
• Если факта прохождения техосмотра нет, то придется заплатить от 5 до 10 тыс р.
• Передача имущества в управление лицу, не имеющему прав, равноценно управлению без прав. Сумма штрафа варьируется от 10 до 15 тыс. р.
• Лицам, которые управляют «серыми» катерами без опознавательных знаков и номеров, грозит взыскание от 5 до 10 тыс. р.
• Управляющим незарегистрированным в ГИМС плавсредствам устанавливается обязанность уплатить в казну от 15 до 20 тыс. р. Но только при условии, что судно не прошло учет из-за обнаруженных неисправностей, которые не были устранены владельцем.
Если пройти курс на катер или лодку, то получится не допустить наложения многих штрафов. А если и будет вынесено предписание внести штраф (передача управления лицу без прав), то общение с сотрудниками ГИМС ограничится лишь денежным взысканием. При отсутствии удостоверения движимое имущество отправляют на штрафстоянку до выяснения обстоятельств или устранения нарушений (к примеру, неисправностей катера или лодки).
• Интересный факт. Неопытные судоводители без прав легко вычисляют представители контролирующих органов, патрулирующих водоемы. Новички часто делают ошибки, которые не свойственны тем, кто проходил обучение в центрах. Самые распространенные нарушения: игнорирование знаков на воде, стоянка вне причала, превышение скорости и опасное поведение, угрожающее жизни пассажиров.
Без спасательного жилета: 2 типа наказаний
Лица, которые не проходили курсы, не всегда знают, что даже отправившись в недолгое путешествие по воде необходимо надевать защитное средство. Когда его не оказывается на судоводителе и пассажирах, то представители ГИМС выписывают дополнительный штраф (помимо отсутствия удостоверения).
Штрафы за отсутствие спасжилетов существовали давно, но с 26 июля 2019 они были повышены.
• Когда защитная экипировка есть, но не надета. Согласно КоАП РФ ст. 11.10, грозит наложению штрафа на каждого нарушителя от 300 до 500 рублей.
• Если спасжилет отсутствует в салоне. Более суровое наказание грозит в случае, когда экипировки нет или ее не хватает на всех находящихся в плавсредстве. Согласно КоАП РФ ст. 11.8, придется столкнуться с ощутимыми финансовыми потерями — от 5 до 10 тысяч рублей.
Почему нужно обучение управлению катером или лодкой, кроме получения удостоверения судоводителя? Еще и самодисциплиной, которая появляется у новичка, что в будущем способно не только избежать штрафов, но и, возможно, спасти жизни.
• Предупреждение. Даже если лодка не имеет мотора и не должна регистрироваться в ГИМС (к примеру, надувная), соблюдать нормы безопасности нужно и в таких случаях.