Самая недорогая покупка после обучения на моторную лодку — это надувное плавательное средство, и очень часто хочется его сделать более надежным. Услуг по модернизации и тюнингу существует много, но для укрепления корпуса и днища их создано лишь несколько. И главное из них — метод бронирования, который, благодаря названию, создает ощущение, что поверхность приобретет свойства судна из металла. Так ли это на самом деле?
Как выполняют бронирование надувных лодок и какие части корпуса защищают?
Технология относительно проста — на поверхность и отдельные части плавсредства прикрепляют дополнительный резиновый слой. Плотный материал увеличивает толщину стенок, причем применяют как широкие листы, так и тонкую пвх-ленту. Все чаще используется новинка в нише укрепляющих средств, которая представляет собой жидкость. Ее наносят как краску, а затем дожидаются высыхания, после чего появляется прочный и однородный пласт.
Наибольшие нагрузки испытывает днище, которое соприкасается с сушей и толщей воды, поэтому бронируют чаще всего всю нижнюю часть надувного судна. Наносить защитный слой разрешено и отдельно — на уязвимые места, которые трутся о землю во время вытаскивания «надувнухи» или соприкасаются с камнями в момент причаливания к берегу.
Куда приклеивают протекционный материал:
1. выступающий киль (актуально для килевых лодок);
2. баллоны (уменьшает степень их истирания);
3. нос;
4. концевики (трутся о сушу при спускании на воду);
5. только на часть дна — части у транца (наиболее истираемая часть низа лодки).
Укрепление днища — это также более комфортный выход на глиссирование, поэтому судно быстрее ускоряется и меньше трясется. Но не только любители быстрого катания ощущают выгоды от такой модернизации, но и рыбаки, а также любители долгих путешествий на воде, которые нередко сталкиваются с проколами днища и спуском баллонов.
Из-за неосторожности легко повредить корпус:
• уронить нож;
• задеть удочкой или снастями;
• неудачно сесть на борт.
Вдали от цивилизации пробоина приведет к проблемам и необходимости спешно прервать отдых. Укрепление стенок также полезно в надувных плавсредствах, оснащенных двигателем, который в случае контакта с резиной ее не повредит.
• Интересный факт. К наиболее надежным видам защиты относят «драконью чешую» — плотный пласт черного цвета, который максимально усиливает устойчивость слоя лодки к нагрузкам.
Результат бронирования — почти железный корпус?
Частичное усиление отдельных мест — способ увеличить долговечность судна, а не сделать его подобием катера. И хотя полное бронирование увеличивает прочность по всем фронтам, но и точечные изменения повышают стойкость к ударам, царапинам и контактам с рифами. Однако все свойства металлического корпуса она не приобретет, но добавит несколько нюансов, которые повлияют на эксплуатацию.
Есть ряд минусов, которые возникают после бронирования:
• Увеличение веса. Чем больше мест заклеено, тем сильнее увеличивается масса «надувнухи». От небольших лент вес увеличится на 4–5 кг, а после более масштабного усиления — до 11 кг.
• Усложнение складывания и транспортировки. Эластичность теряется, поэтому приходится прилагать больше усилий. Есть риск, что после модернизации лодка уже не поместится в багажник. Увеличение размеров — от 2 до 4 см.
Всегда ли проклейка лентами проводится после покупки плавсредства? Нет, существуют модели, которые укреплены в фабричных условиях. Эти лодки уже обладают готовым сплошным бронированием низа баллонов или даже всего днища, поэтому специально созданы для эксплуатации в тяжелых условиях. Пример — «Ривьера» 4000 НДНД.
• Какое судно выбрать — надувное или металлическое? Определиться с выбором легко во время обучения на лодку с мотором, когда ученики подробно изучают все нюансы управления судном. Как в «Авто-драйве», который существует с 2009 года. Невысокие цены, тысячи выпускников, учителя-профессионалы!