Чувствуется масштаб — такие мысли приходят при виде ЧТЗ-800, на котором вождение бульдозера дает уникальный опыт. Эта спецтехника считается самой большой в Европе, и она даже занесена в Книгу рекордов Гиннеса именно по наивысшему показателю производительности во всём мире. Начало выпуска стартовало ещё в советские времена на Урале (1983 г), когда публика, узнав о демонстрации механизированного «богатыря», то в большом количестве хлынула на Комсомольскую площадь в Челябинске. Говорят, что очередь среди желающих сфотографироваться с «великаном» была огромна.
Причины создания
Разработка грунтов, поддающихся разрушению лишь динамитом, представляла проблему при создании новой инфраструктуры на территориях со сложными геологическими условиями. До появления ЧТЗ-800 справиться с плотным грунтом удавалось только американскому бульдозеру «Интерн», но уже к строительству Южно-Уральской АЭС был испробован отечественный «тяжеловес». Затем его применили для реконструкции «Магнитки», с которой он справился за 1 смену, хотя при использовании популярной японской модели на эти задачи отводилось не менее 2 недель.
Нашлось применение и в других отраслях:
• разработка зон вечной мерзлоты;
• подъём скальных пород карьеров (специальным рыхлителем);
• подготовка и прокладка дорог.
Использование огромного бульдозера также привлекло добытчиков алмазов (Якутия), которым не нравился старый способ их добычи. Чтобы достать драгметалл в неизменном виде, нужно было взрывать вечную мерзлоту, что приводило к повреждению алмазов. Использование сверхмощной модели помогло снизить издержки и вывести добычу на новый уровень.
• Интересный факт. ЧТЗ-800 называют царь-трактором, поскольку по конструкции он напоминает именно этот вид аграрной техники. Бульдозером его называют благодаря наличию огромного отвала, позволяющий ему получить дополнительные функции
Особенности модели
Сверхмощная спецтехника обладает внушительными размерами (длиной — 12,4 м и высотой — 4,7 м) и не менее удивительной «начинкой», которая и помогла ему получить почетные статусы даже на мировом уровне.
Технические характеристики:
1. мощность двигателя — 820 л. с.;
2. производитель двигателя — «Белаз»;
3. колёсная база — 6220 мм;
4. гидравлика — двухкаскадная;
5. кабина — места для 2-х операторов;
6. расход топлива — 150 л/час;
7. запас топлива в баках — 2100 л;
Даже умудренные опытом машинисты называли вождение бульдозера Т-800 чем-то невероятным — разработка мест, которые кажутся неподвластными разрушению, проводилась крайне легко и быстро.
• Факт. Масса ЧТЗ-800 составляет 103 тонны, из которых лишь 30 т приходится на навесное оборудование (включая отвал).
Производство ЧТЗ-800 в наши дни
Создание сверхмощных моделей — затратный процесс, как по времени, так и ресурсам. Учитывая эти нюансы, ЧТЗ пока выпустил относительно небольшое количество единиц «великана» (оно составляет 10 штук), однако модель не снята с производства. Если найдется желающий сделать заказ, но завод соберет модель по имеющимся чертежам и поставил для дальнейшей эксплуатации и вождения бульдозера машинистами. Хотя базового курса достаточно для управления ЧТЗ-800, однако для того, чтобы привыкнуть столь огромным габаритам, требуется время.
• Факт. Стоимость одной машины составляет от 5 до 7 млн рублей. Б/У ЧТЗ-800 стоит дешевле — от 2 до 2,5 млн р.