Катера, имеющие воздушную подушку (скеговые судна), создавались изначально для перевозки пассажиров (в рамках водных прогулок) и выполнения десантных задач в ВМФ. Однако многих новичков, только недавно прошедших обучение на лодку, интересует возможность приобретения таких плавсредств в собственность. Стоит ли рассматривать этот вид лодок и какие у них есть минусы и плюсы?
Сфера использования суден на подушках
Великобритания — первая страна, разработавшая судна на воздушной подушке (СВП) в далеком 1957 году. Высокая скорость перемещения делали этот вид плавательных средств привлекательными для дальнейшего развития, поэтому вскоре подобные судна появились и в СССР. Долгое время новый вид судна применялся исключительно для пассажирских перевозок и нужд ВМФ, но затем сфера использования стала расширяться. Стали выпускаться спасательные лодки, которые применяли для помощи тем, кто попал в бедствие.
Постепенно скеговые судна появился и в свободной продаже — граждане могли их приобрести для собственных нужд и использовать, допустим, как личный катер для рыбалки, охоты и экотуризма. Однако сразу после курса на лодку приобретать амфибию не стоит: минусы этого судна подробно описаны в следующем разделе этой статьи.
• Интересный факт. Самым популярным советским СВП была «Зарница», развивавшая скорость до 36 км/ч и вмещавшая до 48 пассажиров. Постепенно ниша развивалась появлением «Ориона (53 км/ч, 58 человек), а затем и выпуском боевой модели «Сивуч», которая плыла с удивительной скоростью — около 102 км/ч и имела 36 режимов работы. С 2018 года ведутся разработки более современных моделей, в том числе многоцелевого судна «Хаска 10», которое будет использоваться для освоения шельфовых месторождений.
Оценка мореходных качеств и перспектив гражданского использования
Управлять моторным катером и СВП — совершенно не одно и тоже. Если первый тип судна движется прямолинейно и моментально поворачивает в случае изменения положения рулевого колеса, то сравниваемый вариант не имеет этой особенности. Некоторое время он движется инерционно (не поворачивает сразу), что усложняет процесс управления и снижения риска врезаться в близко проплывающие суда.
Другая опасность — влияние сильного ветра, который приводит к тому, что судно сбивается с курса (его банально сносит, чего не происходит с лодками, имеющими металлический корпус). Эти нюансы привели ограниченному применению СВП — преимущественно для перемещения по мелководью в тех местах, где не может проехать автомобиль, да и не каждая лодка (из-за днища) не сможет проплыть.
Самые популярные модули:
• Tornado F-50 (2-местная модель, созданная в Украине);
• RAPTOR X (красноярский вариант необычного исполнения — с открытой палубой);
• Мираж-7 (производитель из Нижнего Новгорода, большая вместимость — до 10 человек).
Относительно невысокие мореходные качества усложняют освоение СВП после обучения на лодку, поэтому лучше не экспериментировать и не пытаться кого-то удивить, а выбирать классические варианты — судна на моторе или гребные варианты. Пассажирские модели СВП существуют, однако их продается мало, и в большинстве случаев управлять ими рекомендуется опытными судовладельцами, а не новичками. Стоимость часто не ниже, чем хороший металлический катер — от 400 тыс. рублей.
• Интересный факт. В англоязычной среде используется слово нovercraft, которое как раз и означает судно на подушке из воздуха. Синонимов много: аэробот, аэроджип, аэролодка, летающий катер, ползоход и амфибия.