Чтобы успешно стать судоводителем, необходимо пройти обучение на мотолодку, в том числе практическую часть курса. Навыки управления плавательным средством позволяют чувствовать себя максимально комфортно после выпуска из образовательного учреждения. Согласно утвержденной федеральной программе обучения, все ученики учатся по определенному унифицированному порядку.
Подготовка к практике на мотолодке
Морские и другие виды водных путей — своеобразная «дорога», на которой есть уникальная разметка. Водитель судна должен понимать, как реагировать на их наличие и о чем они предупреждают человека.
Что изучают курсанты:
1. правила поведения при приближении других судов;
2. безопасная удаленность от берега во время движения катера или мотолодки;
3. реагирование при попадании в воду;
4. особенности выполнения швартовки;
5. запрет на ловлю рыбы.
После полученных теоретических знаний начинается практическое обучение на мотолодку, помогающее закрепить пройденные раздела курса.
• Факт. Во время чтения курса курсанты узнают различные тонкости. Пример: управление маломерным судном запрещено, если оно не зарегистрировано или не прошло техосмотр. Другие ограничения: нарушение норм вместимости, отсутствие удостоверения на право вождения катера.
Обучение на мотолодке в практических условиях
Первые занятия включают получение простых навыков, включающих движение вблизи места швартовки, обход стоящих суден и выполнение заднего, а также переднего хода.
Упражнения на экзамене:
1. отчаливание;
2. подход к бую задним ходом;
3. разгон;
4. движение змейкой;
5. причаливание (швартовка).
Если ученик внимательно проходил обучение на мотолодку, то и на финальном тестировании он выполняет упражнения без ошибок. Затем он получает права в ГИМС.
Относительные запреты на управление катером: все условия
Существует ряд табу, когда управление маломерным судном запрещено из-за возникающих рисков (преимущественно для здоровья). Водитель может их нарушить, но тогда он рискует получить штраф.
Запреты:
• передача судна лицу в алкогольном опьянении;
• управление плавсредством посторонним лицом без удостоверения;
• перевоз детей без сопровождения родителей;
• маневрирование на акваториях купален, пляжей;
• швартовка у плавучих знаков;
• управление судном во время тумана;
• использование катера для браконьерства.
Все, кто проходят обучение на мотолодку, также не должны останавливаться рядом с движущимися маломерными или крупными судами. Другое ограничение — выполнение обгона в местах, где установлены знаки, указывающие на проведение ремонтно-аварийных работ.
Абсолютный запрет на управление мотолодкой
Ряд фактов, которые судоводитель может обнаружить перед началом плавания, относятся к абсолютным запретам. В 99 % случаев пренебрежение данными «сигналами» приводит к серьезной поломке или даже смерти.
Опасные неисправности:
1. утечка топлива;
2. появление пробоин;
3. повреждение рулевого колеса;
4. неисправность глушителя;
5. поломка двигателя;
6. разгерметизация гермоотсеков;
7. неисправность или отсутствие отличительных огней.
Обнаружив любой тип поломки из этого списка, владелец катера или мотолодки должен первоначально восстановить работоспособность плавательного средства, а уже затем выходить на воду. Если ЧП случилось на открытом водном пространстве, то необходимо срочно двигаться в сторону берега. Незамедлительное начало движения необходимо при появлении пробоины. Когда судно начинает уходить под воду, все находящиеся в кабине в жилетах покидают ее и плывут в сторону суши.