Кому подходит обучение на мотолодку с разрешенной зоной плавания — морские пути? Когда кандидат в судоводители намеревается записаться в компанию, оказывающую услуги получения удостоверения, он сталкивается с сокращениями ВВП, ВП и МП. Первые два — это внутренние пути и внутренние несудоходные районы, а МП расшифровывается как морские пути. Поскольку море находится далеко от многих российских городов, то большинство учеников считают, что этот раздел им не нужен. Правы ли они?
Частично — да. Если владелец судна не планирует выходить в море, то это разрешение ему не нужно, тем более что стоимость курса на мотолодку с новым разделом стоит на 20–30 % дороже. Но есть и категория клиентов, которым необходимо получить разрешение на выход в МП.
Среди них:
• лица, арендующие моторную лодку во время отдыха на море;
• граждане, постоянно проживающие у моря и имеющие в собственности плавательное средство;
• ученики, планирующие в будущем преподавать другим основы управления катером или лодкой.
Программа обучения с категорией МП не сильно отличается от ВВП и ВП, однако есть некоторые различия. Курсант получает информацию о том, как планировать плавание в условиях движения по морю и выполнять сложные маневры. Судоводитель также должен знать, как вести себя в случае приближения к чужим водным границам и даже во время их пересечения.
Обучение управлению мотолодкой, где изучают правила движения в море, более строги. Движение в таких условиях существенно опаснее, особенно из-за риска возникновения шторма, который неизменно сочетается с высокими волнами. Выход в море также связан с необходимостью соблюдать международные правила, поскольку выход к Черному морю имеют несколько государств. В случае угрозы столкновения судов, в том числе и с иностранными плавсредствами, человек должен уметь подавать сигналы, которые прописаны в международных правилах (МППСС). Без них безопасно плавать по морю невозможно.