Процесс получения навыков вождения снегохода во время прохождения обучения не всегда был связан с посещением образовательного учреждения и выдачей прав. Транспортное средство, которое имело способность передвигаться по снегу, появилось только на заре 20 века, и долгое время езда на нем относилась к тому, что недоступно рядовому гражданину. В 21 веке все изменилось: практически во всех странах для получения возможности управлять снежным байком необходимо водительское удостоверение, а сама возможность теперь доступна практически всем.
Появление первых снегоходов и обучение на них
Россия. Прототипом снегохода стали аэросани, которые были созданы еще в 1903 году. Перемещение происходило благодаря воздушному винту, который заставлял «повозку» двигаться. По факту конструкция была примитивна: к обычным саням прикрепляли винт, который запускался от двигателя внутреннего сгорания. В 1907 году ее уже называли «лыжным автомобилем», который использовался впоследствии как в царской армии, так военных подразделениях большевиков. Главный нюанс, не позволяющий отнести изобретение к снегоходам, — отсутствие гусениц. Компаний, оказывающих услугу обучения на «снегоход», в то время не было, поэтому передача знаний происходила в полевых условиях.
Запад. Более совершенный аналог был создан в 1924 году Карлом Элейсоном, американским разработчиком. Его ТС не обладало теми недостатками, присущими российским аэросаням, поэтому уже в 1927 году изобретение было запатентовано. С этого момента он создал около 40 моделей снегобайков, на которые также получил патенты. Осознав перспективность инновации, военная промышленность выкупила права на использование новых ТС, которые позже использовались силами США и Канады. Обучение населения проводилось редко, преимущественно после войны.
Обучение на снегоход в 21 веке
Еще 5 лет назад возможность рассекать снежные бурьяны мог любой желающий, наняв инструктора или ознакомившись с курсом вождения по пособиям. Теперь каждый курсант обязан записаться в автошколу, посетить лекции и отточить навыки на практических занятиях. Получив справку в учебном центре, он отправляется в Гостехнадзор, где проходит финальное тестирование. Совершив минимальное количество ошибок (или вовсе выполнив все идеально), он получает удостоверение на снегоход.
Условия записи на курсы:
1. возраст — старше 16 лет;
2. физическое состояние здоровье — отличное или хорошее;
3. психика — отсутствие расстройств.
Успешно завершенное обучение на снегоход дает возможность открыть категорию A1 (иногда ее называют категорией машиниста-тракториста). Если человека, путешествующего в лесу или горах, остановят представители правопорядка, то после предъявления ВУ он подтвердит, что управляет ТС легально. Наложение штрафа и изъятие снегохода в такой ситуации становятся невозможными.
Качество обучения претерпело серьезные изменения с момента разработки первых прототипов. Каждый курсант изучает программу, которая «обкатана», поэтому у кандидата в водители снегохода не возникает так называемых белых пятен. Записываясь на курсы, клиент получает знания от квалифицированных сотрудников, которые становятся временными наставниками. Когда не было специализированных учебных центров, люди получали урывочные знания, поскольку человек, не прошедший профессиональное обучение на снегоход, не обладает полным объемом информации. А именно он необходим для превращения неопытного курсанта в уверенного снегоходоводителя.