Проходя обучение на водительское удостоверение, ученик изучает все существующие ПДД, в том числе предписывающие нормы осуществления маневрирования. Если их выполнять правильно, то опасности для участника дорожного движения не возникает.
Переходы и тротуары
Резкое маневрирование строго запрещено на тех участках, которые используются пешеходами. В ПДД указаны запреты на совершение разворота и поворота, даже когда переход относится к нерегулируемому типу.
Разрешенные маневры с условиями:
• стоянка — осуществляется за 5 и более метров от перехода;
• обгон — производится также не ближе 5-метровой дистанции;
• въезд на «зебру» — выполняется при отсутствии затора.
Проходя обучение на водительские права, курсанты еще узнают о том, что «зебру» без светофора допускается преодолевать, когда никто из людей ее не пересекает. Однако остановиться необходимо при вступлении пешехода на переход, хотя пересечение возможно, если человек находится далеко от ТС и ни при каких обстоятельствах столкновение не может быть совершено.
• Предупреждение. Движение задним ходом перед или после «зебры» также запрещено.
Маневрирование на ж/д и трамвайных путях
Остановка и разворот запрещены всегда — даже при отсутствии поезда или трамвая поблизости. Подъезжая к железнодорожному переезду, курсант должен помнить, что хотя обгон и разрешен, но только за 100 метров до важного пункта. Въезд на трамвайные пути также запрещен при наличии уровня проезжей части выше или ниже рельс, что при смещении в их сторону приведет к потере контроля над автомобилем. Преодолевать участки, по которым движется электротранспорт, можно только в местах, где это разрешено делать. Опережение также допускается по путям, но только попутного, а не встречного направления.
• Предупреждение. Въезд на трамвайные пути, расположенные слева от дороги разрешен, а справа — запрещен.
Обучение на удостоверение водителя и преодоление тоннеля
Курсанты часто задаются вопросом, как правильно маневрировать во время входа в длинный крытый участок дороги. Ответ, указанный в ПДД, не позволяет двоякой трактовки.
Правила поведения водителя:
1. не совершать обгон в тоннеле, перед ним и после него;
2. не осуществлять стоянку, что грозит серьезным ДТП.
Если же ТС сломалось, то придется соблюсти регламент предупреждения остальных водителей — поставить позади авто особый знак, который ставится за 30 метров до ТС. Наличие двух полос — условие, которое разрешает совершать обгон, однако парковаться неаварийным ТС также запрещается.
Маневры на трассе
Движение по проезжей части связано с меньшим количеством строгих ограничений, которые устанавливаются запрещающими знаками. Но также важной подсказкой является наличие разметки — если она есть, то на дороге точно есть ограничения, в первую очередь запрет на осуществление разворота на той же линии. Другое ограничение — невозможность совершить обгон при выезде за сплошную линию разметки.
Поведение водителей также влияет на решение совершить или отложить маневр. Когда водитель, едущий впереди, включил поворотники и намерен приступить к обгону, то ускорение стоит отложить, пока другой участник движения не уйдет со встречной полосы. Аналогичная тактика поведения нужна и в тот момент, когда маневр не готовится, а уже совершается впереди идущим ТС.