Автопилот — устройство, помогающее поддерживать курс по заданным параметрам, однако его наличие не отменяет прохождения обучения на мотолодку или катер. Управление без прав карается законом, а также несет риски, которые связаны с отсутствием знаний у судоводителя, если он не прошел полноценный курс. Новичкам такие приспособления помогут быстро освоиться на воде, но какие разновидности существуют и что лучше выбрать?
Разновидности автопилотов
Румпельная разновидность — дешевый прибор, в который встроен магнитный компас, а также привод, помогающий удерживать нужный курс. Приборы появились более 30 лет назад, поэтому считаются надежной классикой.
Беспроводные пилоты — современные приспособления, оснащенные гидравликой. Подключение к GPS-приемнику помогает получать верные координаты, что удобно при следовании дальним маршрутам, а также при ловле рыбы.
Штурвальные модели — устройства, которые удобно разместить в любом месте, если судно имеет штурвал. Универсальны и подходят к суднам с любыми видами штурвала.
• Факт. Все пилоты автоматического следования подключаются к рулевой системе, что помогает контролировать процесс движения без вмешательства человека.
Особенности использования ветровых и электрических автопилотов
На курсах теоретического обучения на мотолодку можно узнать, что не все разновидности автопилотов одинаковы. Ветровые (палубные) считаются более надежными, а электрические — удобными за счет большого количества дополнительных функций.
Нюансы использования ветровых приспособления:
1. высокая цена;
2. функционирование без электрического питания;
3. бесшумность;
4. сложная, профессиональная настройка;
5. возможность починить вдали от берега;
6. большие габариты (загромождение кормы).
Последние десятилетия цифровые автопилоты, которые устанавливаются в трюме, считаются более совершенными, но их использование тоже имеет и плюсы, и минусы.
Электрические приспособления для лодок и яхт:
• низкая цена;
• легкость использования;
• небольшой размер (монтаж под монитором);
• подключение к картплоттеру;
• сложность в ремонте в условиях отсутствия цивилизации;
• наличие аккумуляторов.
Некоторые модели не справляются с нагрузкой, если движению противодействуют сильные волны и ветер. Чтобы не потерять контроль за ситуацией при поломке цифрового автопилота, лучше возить с собой второй прибор. Идеальный вариант — наличие двух автопилотов, однако не всегда у судоводителей достаточно средств, чтобы приобрести одновременно два автопилота, но об этом нюансе не всегда говорят во время обучение на мотолодку или катер.
Режимы работы автопилотов
Ручной — состояние, когда судоводитель контролирует движение, а автопилот отключен. Однако устройство отображает все данные о следовании на дисплей.
Автоматический — режим перемещения без контроля со стороны человека. Сохранение курса происходит по тем параметрам, которые заданы пользователем и их также видно на дисплее.
Следование по маршруту — состояние, когда автопилот контролирует сохранение правильной траектории. Если она нарушена, то замечание обязательно увидит человек, управляющий маломерным судном.
Режим по ветру — вариант управления, который ориентируется исключительно на направление воздушных потоков. Эта опция подходит при дальнем, а не коротком следовании.
• Факт. Современные модели имеют готовые режимы «Гонка», «Рыбалка», «Круиз» — они уже заточены под определенный тип следования, и их не нужно долго настраивать (достаточно нажать кнопку).