Управление иностранной спецтехникой — далеко необязательное условие после окончания обучения на бульдозер, поскольку на российский рынок также поставляются средства и отечественного производства. Komatsu, Hitachi, Caterpillar безусловно являются сильными конкурентами, а точечно — даже лидерами. Однако в наши дни отечественная промышленность не выпускает «отсталую» технику, поэтому многие предприятия и строительные компании покупают именно её. Кто же ещё выпускает и поставляет бульдозеры местного производства?
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ)
Уже более 90 лет существует этот завод, который выпускает огромное количество спецтехники, а не только бульдозеры. Хотя при запуске производства первая модель появилась благодаря изучению чертежей популярной американской модели компании Caterpillar, однако вскоре предприятие смогло создавать свои модели и иметь полный цикл производства.
С 2016 года начался выпуск тяговых бульдозеров нового класса, у которого используется мотор другого известного игрока отечественного рынка —Ярославского моторного завода. С 2019 изготавливается трактор-бульдозер Б-10М.6100 ЕН, а общее количество модификаций и разнообразных моделей насчитывает 10 видов этой спецтехники. И она остается востребованной, поэтому после окончания обучения на бульдозер машинисты без опыта нередко отрабатывают навыки именно на техники, изготовленной ЧТЗ.
• Интересный факт. Среди выпущенной продукции есть весьма похвальные экземпляры. Челябинский ЧТЗ-800 представляет собой самый большой бульдозер в Европе, поэтому даже в наши дни еще есть чем гордиться. Его разрешено применять даже на тех грунтах, которые рекомендуется разрушать лишь взрывчаткой. Вес бульдозера составляет 103 тонны.
ДСТ-Урал
Это предприятие также находится в Челябинске, однако было создано недавно — примерно 20 лет назад. Потребитель имеет возможность приобрести 5 тяговых бульдозеров до 40 тонн, а всего в год выпускается 300 единиц бульдозерной техники. Её поставляют на известные горнодобывающие компании, коммунальные хозяйства и фирмы строительного профиля. ДСТ-Урал пошел по стопам ЧТЗ: заключение контрактов с ЯМЗ позволило ставить современные и мощные моторы.
• Факт. С 2017 года модель бульдозера ДСТ-Урал часто используют для борьбы с лесными пожарами. Снимая верхний слой дёрна, машинисты формируют преграды шириной в 4 метра, что не дает пламени распространяться дальше.
ЧЕТРА
Старейшая советская компания, основанная в 70-х годах 20 века, стала известна благодаря массовому выпуску бульдозера Т-330. Её покупали во всех союзных республиках, а за 20 лет выпуска было поставлено более 10 000 единиц. В наши дни потребитель может выбрать подходящий вариант среди 7 марок этого типа техники, которую использовали для строительства известных газопроводов: «Сахалин-2», «Восточная Сибирь — Тихий Океан», «Голубой поток» и другие.
• Факт. Т-140 — самая мощная модель бульдозера в России (660 л.с.).
Какова доля отечественной спецтехники в российском сегменте?
Результаты нельзя назвать оптимистичными: наблюдается тенденция по снижению спроса на спецтехнику и бульдозеры в том числе. Если в начале 2000-х годов она занимала более 70 % рынка, то уже в 2010 снизилась до 40, а 2017 составляла и того меньше — 31%. Изменить негативный тренд удастся лишь государству, которое своей финансовой поддержкой может переломить ситуацию и вернуть авторитет продукции, которая выпускается отечественными заводами.