Получение прав — важное событие в жизни судоводителей, которые успешно прошли обучение на мотолодку, но они должны знать, что недавно купленное имущество могут изъять. Риск отправки плавательного средства на штрафную стоянку никуда не исчезает и после получения прав. Законодательных оснований несколько, поэтому их стоит четко усвоить еще во время прохождения курса.
Первое основание — обучение на моторную лодку не пройдено
Недальновидные покупатели мотолодок не всегда записываются на курсы, обманчиво полагая, что управлять ей можно и без судоводительского удостоверения. В итоге нелегальное движение по водным просторам приводит к наложению штрафа.
Финансовые потери, согласно статье 11.8, ч. 2 (КоАП РФ), составят от 1000 до 2000 рублей. Другой карательный вариант — предъявление предупреждения, хотя он применяется реже. Взыскание налагается также и на тех, кто случайно не взял с собой судовой билет. Правонарушителями считаются и те, кто управляют чужим судном без доверенности.
Финансовыми потерями все не ограничивается — без пройденного обучения на мотолодку гражданин временно лишается своего плавательного средства. Выписав штраф, представители контролирующих органов (ГИМС) еще изымают собственность и отправляют ее на особое место хранения, где за каждые сутки начисляется пеня.
• Факт. Вернуть мотолодку удается только после прохождения курсов, иначе имущество так и будет находиться на площадке, принадлежащей государству.
Второе основание — незарегистрированное судно
Плавательные средства подлежат регистрации, и если выявлено, что лодка не прошла эту процедуру, то управляющему выписывают штраф. В образовательных учреждениях инструкторы также уведомляют учеников, что номера нужно своевременно обновлять уже после получения прав. Если обучение на мотолодку пройдено и права есть у судоводителя, но срок действия техобслуживания прошел, то представители контролирующих органов имеют право наложить штраф. Основание — ст. 11.7, по ч. 2 (законом положено заплатить от 300 до 500 рублей). Если правонарушитель совершил рецидив, то права на средство изымаются, а мотолодка отправляется на штрафную стоянку.
Третье основание — экс-обучающийся на мотолодку находится в пьяном состоянии
Управлять в нетрезвом состоянии запрещено как транспортными, так и плавательными средствами. Некоторые судоводители считают, что движение по воде безопасно, даже если управляющий лодкой слегка находится под шафе. Однако это далеко не так.
Риски велики, среди них:
1. столкновение с другими лодками, катерами;
2. переворачивание собственного судна;
3. утопление водителя и пассажиров.
Инспекторы ГИМС способны легко определить степень отрезвления. Если еще 10 лет назад они ориентировались на поведение, то теперь в распоряжении представителей закона есть алкотестеры. Их применение помогает безошибочно определить нарушителя. С 2012 года эту процедуру представители ГИМС имеют право выполнять совершенно законно (Приказ N 607 МЧС РФ). Обязательное условие — составление акта, или протокола.
• Факт. Обнаружив признаки опьянения, работники ГИМС всегда отправляют плавательное средство на штрафную стоянку. Правонарушитель автоматически лишается прав: сначала ему выдают «времянку», а затем ожидают решения суда.
Четвертое основание — загрязнение окружающей среды
Плавательные средства, из которых льется масло, подлежат немедленному удалению из водного резервуара. Чтобы и дальше не загрязнять водные просторы, инспекторы сначала отправляют судно на ремонт (расходы погашаются собственником), а затем — в штраф-ангар.
• Факт. Инспекторы ГИМС иногда отправляют маломерные суда на стоянку, если нарушитель не в состоянии сразу выплатить штраф.