Стоянка плавательного средства — важный раздел обучения на мотолодку. Размещение катера на берегу не производится хаотично, поскольку он начинает дрейфовать и сталкиваться с другими маломерными судами. Зная, как выполнять стоянку, владелец мотолодки сохраняет свое имущество и не приносит ущерб другим судоводителям.
Особенности размещения мотолодки в боксе и у плота
Удобнее всего ставить катер в боксах, которые специально строят для этих целей. Однако их размещение возможно только там, где скорость течения не превышает 3 км в ч. Хотя угрозы для самого бокса нет, но возникает сложность с заходом плавательного средства. Именно появление волны усложняет движение, хотя при размещении в боксе катер расчаливают, чтобы он свободно всплывал на нее.
Сложности размещения в боксе:
• Исключение касания бокса боками катера. Для этой цели их обивают растительным канатом. Оптимальный диаметр — 60–70 мм.
Когда бокс отсутствует, курсанты узнают во время обучения на мотолодку, что стоянка проводится возле плота. Швартовка осущекствляется всегда против течения, а чтобы защитить борты, приделывают кранцы.
Условия, мешающие швартовке
Каждая остановка — это испытание: внешние условия кардинально влияют на выполнение маневра.
Среди них:
1. сила ветра;
2. скорость течения;
3. загруженность гавани или марины;
4. психоэмоциональное состояние судоводителя.
Отдельно стоит остановится на типе ветра: отжимной помогает швартовке, в то время как навальный усложняет маневрирование во время остановки катера. Боковой ветер также создает сложности, поэтому лучшее решение, которое принимает судоводитель, — заход кормой.
Новичкам сложно преодолевать стояночный коридор, который образуется на лодочных станциях. По бокам гавани размещаются плавательные средства, а заходящей технике приходится маневрировать между ними.
• Совет. Приближение к гавани на скорости не более 3 узлов — залог максимального контроля за управляемостью катера.
Обучение остановки мотолодки с помощью якоря
Чтобы предотвратить дрейф судна, владельцы плавательного средства используют якоря. Эффективное удерживание катера на одном месте невозможно, если вес металлической конструкции слишком мал. Существует большое количество формул, помогающих определить максимально подходящую массу якоря для каждой мотолодки. Ниже приводятся варианты с оптимальным соотношением для лодок, уже загруженных пассажирами и вещами.
Вес лодки и якоря (по параметру водоизмещения):
1. 9 кг — для плавсредств более 1000 кг;
2. 5 кг — для лодок с 500 кг;
3. 2,5–3 кг — для катеров 250 кг;
4. 1 кг — менее 150 кг.
Данный список подходит и для надувных лодок ПВХ, а также техники, изготовленной полностью из металла.
• Внимание. Размещение катера передом к берегу не рекомендуется. Заходя в сторону берега, плавательное средство соприкасается с дном реки. Во время волнения возникает другое неприятное последствие — сильное соприкосновение с камнями берега. Результат — повреждение покрытия катера.
Подбирать конструкцию, используемую для остановки катера, проще, если придерживаться простой формулы. Масса якоря составляет не более 1–2 % от габаритности плавательного средства. Для больших судов используются якоря Холла, Матросова, Брюса, но новичкам они редко нужны. Другое ограничение — проблематичность поднятия при погружении в мягкий грунт.
• Факт. Адмиралтейский якорь — универсальный «помощник», подходящий для всех типов грунта.