После пройденного обучения на мотолодку встает вопрос — какое плавательное средство стоит покупать и нужно ли при владении им проходить техосмотр? Существуют законодательные акты, в которых указываются все причины, когда проверка судна необходима, а когда — нет.
Основания для освобождения от техосмотра моторной лодки
Технический осмотр проводится единократно каждые 5 лет, но если судоводитель столкнулся с контролем на воде, а инспектор обнаружил видимую неисправность, то процедуру придется повторить раньше этого срока. Однако не все плавсредства подлежат прохождению технического надзора.
Причины:
1. лодка имеет мотор менее 10 л. с;
2. вес судна составляет менее 200 кг;
3. плавсредство изначально не подлежит регистрации;
4. судно относится к гребному типу и используется только во внутренних водах (Но! подлежат регистрации).
Пройдя обучение на моторную лодку, выпускник может избежать того, чтобы постоянно проходить эту процедуру, если выберет судно, отвечающее данным требованиям. При подсчитывании веса нужно помнить, что учитывается не только масса корпуса, но и «прибавка» от мотора и снаряжения.
• Факт. Лодки «Казанка», «Крым» и «Обь» уже не нужно регистрировать.
Почему необходимо проходить осмотр?
Гарантия безопасности — главное основание, по которому плавательное средство нужно отдавать на проверку. Владение судном, имеющим серьезные дефекты, создает угрозу для управляющего моторной лодкой и его пассажиров. Учитывая этот нюанс, работники ТО проверяют целостность корпуса и отсутствие критических дефектов, способных привести к затоплению маломерного судна. Именно по этой причине проверка проводится как на суше, так и на воде. Если есть сквозные пробоины, то лодка не пройдет ТО.
Другие основания для запрета на легальный выход на воду:
• разгерметизация воздушных ящиков и отсеков;
• неполная комплектация (по данным судового билета);
• неверное функционирование огней или их полная поломка;
• повреждение мотора;
• поломка внутренних деталей (глушителя, винтов, топливной системы);
• неисправность рулевого колеса.
Подобные неисправности видимы глазу, поэтому судоводитель, начинающий движение в таких условиях, рискует привести к гибели и себя, и пассажиров. Возможной расплатой за небрежность станет уголовная статья за непреднамеренную гибель людей или нанесение им увечий, если владелец судна выживет.
• Предупреждение. Штрафные санкции за движение на судне без техосмотра составляют от 500 до 1000 рублей.
Случаи, когда необходимо проходить технический осмотр мотолодки
В статье уже упоминается о необходимости делать повторное ТО раз в 5 лет, однако внештатное освидетельствование требуется при переходе судна в другой регион, а также во время его перегона. Если во время предыдущего осмотра были выявлены замечания, то потребуется повторное посещение, чтобы инспектор ознакомился с устранением замечаний и поставил отметку в судоходный билет.
Дополнительные основания для повторного ТО:
1. ремонт;
2. переобустройство (замена двигателя или других деталей);
3. ликвидация последствий аварии.
Освидетельствование маломерного судна может заказать и сам владелец, выступающий в статусе заявителя. Пример: лицо, прошедшее курсы на мотолодку, ищет подходящий вариант, но хочет приобрести плавсредство без подводных камней. Чтобы проверить состояние лодки, нужно заказать независимое ТО, помогающее исключить наличие серьёзных дефектов.
• Факт. С 2019 года после прохождения ТО талон не выдают, но отметку ставят в судовом билете.