Максимальная безопасность и эффективное закрепление навыков гарантировано курсанту, если во время обучения на снегоход он будет грамотно соблюдать ограничения в скорости. В некоторых ситуациях нужно прибавить газу, в других — убавить. Чтобы все маневры выполнять правильно, необходимо запомнить несложные рекомендации специалистов.
Безопасное движение снегохода: лимиты
Опытные снегобайщики советуют не превышать скорость 70 км/ч, а новичкам — более 50. Водители со стажем могут развивать интенсивность перемещения выше, но есть условия, при наличии которых сбрасывать скорость должны абсолютно все. Вне зависимости от опыта.
Факторы снижения скорости:
• резкое изменение траектории движения;
• поворот;
• препятствия (ветки, поваленные деревья);
• незнакомые места.
Однако скорость следует повысить, если во время обучения вождению на снегоход человек столкнулся с влагой, скопившейся под снегом — водяной ямой. Чтобы ее преодолеть, нужно резко поддать газу, иначе есть риск увязнуть. Преодолеть пробуксовку на рыхлом снегу лучше другим методом — снизить обороты, иначе транспортное средство также начнет зарываться в снежную массу и только усугублять положение.
Обучение на снегоход при выполнении поворота
Изменение траектории движения — несложный маневр, но у новичков он может вызывать опасения из-за риска переворачивания снежного байка. Чтобы этого не произошло, водитель снижает скорость перед осуществлением поворота. Зависимость интенсивности перемещения и сложности маневра прямая — чем круче поворот, тем медленнее приходится ехать. Затем человек слегка меняет положение туловища. Если снег укатанный и очень плотный, то следует сместить тело вперед. Изобилие рыхлой массы на пути является основанием, чтобы выполнить наклон в ту сторону, в которую перемещается снегоход.
Нюансы торможения
Скоростной режим также следует подбирать и с учетом удлиненном тормозного пути, появляющегося из-за слабого сцепления со снегом. Рыхлая масса создает опасность превращения гусеницы в лыжу при излишне резком торможении, поэтому во время поездки нужно периодически проверять заднюю часть транспортного средства. Если она забилась, то ее следует очистить, иначе торможение становится менее предсказуемым.
Примерная длина тормозного пути:
• рыхлый снег — 80–100 м;
• укатанный снег — до 200 м;
• обледенелая поверхность — более 200 м.
Во время обучения на снегоход новичкам сначала дают возможность прокатиться по рыхлому снегу, а затем прикатанному. Выезд на лед запрещен, однако бывают трассы, которые специально имеют скользкое покрытие. Езда в таких условиях считается верхом мастерства, поэтому этот раздел не входит в стандартный курс, а включается в программы, предназначенные для профессионалов.
Движение по склону
Переход к управлению снежным байком по наклонным поверхностям происходит ближе к концу курса. Движение с большей нагрузкой вызывает выброс большего количества адреналина, но и бдительности требуется с избытком.
Рекомендации:
• Двигаться зигзагами. Крутые склоны сложно преодолеть прямым подъемом, в то время как метод движения по косой черте отнимает меньше сил и более безопасен.
• Сделать наклон тела вперед при подъеме. Прием помогает придать дополнительное равновесие и исключить переворачивание снегохода.
• Спрыгнуть с ТС при риске опрокидывания. Чтобы не оказаться под тяжеловесной конструкцией, лучше не пытаться вернуть равновесие, а спрыгнуть с сидения.
Если обучение управлению снегоходом проводится уже вниз по наклонной площадке, то следует использовать тормоз. Распространенная тактика спуска — частые прерывистые нажатия, которые предотвратят слишком быстрое перемещение снегохода вниз по наклонной плоскости. На рыхлом снегу его можно использовать редко, а на укатанном — максимально часто.