Современное обучение на автогрейдеры существенно отличается от курсов, которые преподавались 10, а то и более лет назад. Спецтехника уже давно стала выполнять многие операции с помощью интеллектуальных систем, требующих минимальных усилий и контроля от оператора. Дань прогрессу стоит отдать двум появившимся технологиям — методам ультразвукового и лазерного нивелирования. Они очень удобны для формирования полотна с заданным уклоном, который сложнее контролировать вручную.
Ультразвуковое нивелирование
Этот способ выравнивания дорог под надзором автоматических систем также называют ультразвуковой лыжей, способная регулировать высоту укладки насыпей и грунта. На конструкции спецтехники имеются как электронные, так и механические элементы.
Что входит в электронный комплект ультразвуковой лыжи:
• цветная панель управления, отображающая полотно укладки и разравнивания;
• ультразвуковые датчики, установленные на отвале;
• кабели, соединяющие все элементы;
• бокс, который применяется для хранения датчиков.
Как работает этот метод? Устройства отправляют ультразвук и по скорости его отражения определяют, как далеко находится насыпь, какой она плотности и как она меняется в ходе движения автогрейдера. Этот способ наиболее востребован в компаниях, имеющих небольшой парк спецтехники и выполняющий относительно не большое количество задач.
• Интересный фат. Знания, полученные на курсе автогрейдер, полезны, но не все они будут применяться, если работать придется на спецтехнике, где применяются новые технологии. Достаточно сперва установить отвал в нужном направлении, а затем задать в панели проектный уклон, чтобы лишь следить за процессом укладки или разравнивания. Все процессы будут происходить в автоматическом режиме.
Лазерное нивелирование
Но если строительные работы масштабы, то возможностей ультразвукового метода недостаточно. Вместо уз-датчиков устанавливает 1 лазерный приёмник, который формирует плоскость — вот почему метод идеально подходит для работы на ровных пространствах (гарантируется максимальная точность). А для создания кривых он не подходит: этот метод не подходит для таких задач, т. к. создает только поперечные или продольные уклоны. Однако лазерный способ считается более точным, чем ультразвуковое нивелирование.
Для строительства каких объектов чаще всего используют грейдеры с «лазеркой»:
• парковок;
• стадионов;
• крупных и многоэтажных торговых центров;
• складских помещений и даже терминалов.
О чем это говорит? О том, что этот способ лучше применять там, где используются сжатые сроки, а требования к качеству выполнения работ очень высоки. Вот по какой причине лазерное нивелирование также называют сканером, который ставится на расстоянии 2–2,5 м от дороги и детально анализирует полотно каждую секунду. Процессы, проходящие в анализаторе интенсивны и многообразны: приёмник считывает свыше 100 точек, находящихся в зоне изучения устройства.
Это преимущество помогает сократить количество проходов, особенно когда производится финальная укатка. Показатели уменьшения затрат доходят до 50 %, что является впечатляющим показателем. Специальное обучение на автогрейдеры с технологией лазерного нивелирования производится непосредственно во время стажировки и не представляет проблем для тех, кто прошел базовый курс.
• Интересный факт. Разновидностей систем лазерного нивелирования предостаточно, и каждая из них имеет определенные преимущества и минусы. Пример: Спутниковая 3D ГНСС система подойдет при укладке дорог, где разрешается допуск не более 2–3 см. В то время как 3D mmGPS более точна и подходит для более «ювелирной» работы — там, где требования к точности составляют более сжатые показатели, а именно не более 1 см.