Достаточно ли пройти курсы на квадроцикл, что управлять снегоболотоходом? Этот уникальный вид транспортного средства редко указывается в списках обучающих центров, однако для управления им также нужны права. А1 — это удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией на снегоход или квадроцикл, достаточно ее получить, чтобы кататься на природе без опасений получить штраф.
Снегоболотоход — это вездеход-амфибия уникального назначения
Спецтехника особого назначения принадлежит именно к этому классу, поэтому ее достаточно редко используют в гражданских целях. Сфера использования — военная или околовоенная, поэтому болотоходы часто заказывает государственные ведомства.
Назначение снегоболотоходов:
• военные операции;
• охрана границы;
• осушение болот;
• доставка оборудования к месторождениям;
• патрулирование леса (от браконьеров);
• участие в спасательных операциях;
• приближение к месту авиакастрофы;
• тушение пожаров (доставка техники) к месту ЧП;
• эвакуация космонавтов.
Однако в свободной продаже болотоходы также реализуются — наиболее доступными считаются небольшие модели, которые подходят любителям рыбачить и охотиться в труднопроходимых местах. Но даже самая «скромная» модель имеет внушительную грузоподъемность — не менее 300 кг, что позволяет вместиться хотя 3-м взрослым мужчинам.
• Факт. Вездеходы перемещаются в условиях полного бездорожья, когда под колесами или гусеницами находится трясина, песок, гравий, снег — любая среда не должна стать препятствием для преодоления поверхности.
Типы снегоболотоходов и модельный ряд
Многие модели создаются на колесах низкого давления, помогающие им получить высокую проходимость, в то время как шины не вредят почве и не оставляют глубоких следов (ущерб растительности). Длительность использования во время единичной поездки выше, чем при эксплуатации гусеничных вездеходов: потребление топлива в 2–3 раза ниже, что позволяет двигаться дольше. Наиболее известная модель имеет название ШЕРП, ее стоимость — 5 млн руб. К ним можно присоединить прицеп, лодку-волокушу или устройство, позволяющее транспортировать другой вездеход.
Гусеничные снегоболотоходы тоже распространены, и хотя этот вид спецтехники сильнее повреждает грунт, однако его тяговые свойства превышают колесные конструкции (составляют 1800 кг). Представитель разновидности — вездеход Terranica Dreamtrack (3 млн руб), который выпускается в двух модификация- (ленты 500 и 600 мм). Как амфибия перемещается со скоростью 1,5 км/ч, но если поставить электродвигатель, то эта способность многократно увеличивается, достигая 5 км. Другая интересная модель — гусеничное шасси на Камаз (цена — 2,5 млн руб).
Шнекороторный вездеход — это транспортное средство, имеющее стержни (два винта Архимед), однако урон природе наносится колоссальный. Вот почему эту разновидность принять использовать преимущественно на воде и снеге, тем более что проходимость в таких условиях превышает даже гусеничные снегоболотоходы.
В продаже встречается редко, наиболее часто эксплуатируемая модель — ЗИЛ-4904 (еще советских времен).
Воздушная подушка придает спецтехнике характеристики судна, но сохраняет отнесение к снегоболотоходам. Ее удобнее использовать на воде или снеге: нижняя часть не предназначена для преодоления препятствий выше 50 см, поэтому имеет ограниченную проходимость. Одна из популярных моделей — «Арктика» (стоимость более 11 млн руб).
• Факт. Получив права на квадроцикл, выпускник, который желает управлять вездеходом-амфибией, должен пройти практику управления этой техникой. Многие модели имеют большие габариты и управляются специфически, поэтому нужно чувствовать машину, а также двигаться так, чтобы не нанести урон природе.